Конструктор - Машиностроитель. №2. 2007. Статья: Промышленный дизайн: Чем определяется выбор потребителя?

2.02.2007

Как известно, полгода назад Министерство экономического развития и торговли разработало концепцию развития индустриального дизайна в России до 2012 года.   Основные задачи нового - документа  повышение качества жизни населения и обеспечение конкурентоспособности отечественных товаров. Эффективное использование дизайна в экономике и социальной сфере предполагает и разработку национальных стандартов в области эргономики. Для того, чтобы важность дизайна осознали руководители промышленных предприятий, планируется создать специализированные консультативные организации. Услуги этих "центров развития дизайна" частично будет оплачивать государство. Разработка дизайна, возможно, будет включена в виды деятельности, которые позволяют предприятиям претендовать на статус резидентов финансируемых государством технопарков. Для решения кадровой проблемы предлагается ввести курсы переподготовки преподавателей вузов, стипендиальные и грантовые программы, а также содействовать стажировкам студентов-дизайнеров за рубежом. Предполагается, что проект МЭРТ сможет повлиять на перераспределение удельного веса расходов производителей от рекламы в производственную сферу.

Действительно, хороший внешний вид товара является основным фактором при его покупке. Существует мнение, что безликий вид многих отечественных изделий – следствие нескольких десятилетий советской власти, приоритетами которой были нужды оборонной промышленности и плановая экономика, где главным показателем были объемы выпускаемой продукции. Однако за двадцать с лишним лет с начала перехода нашей страны к рыночным отношениям пора бы перестроиться на выпуск продукции, внешний вид и полезные  свойства которой вызывали бы желание ее купить. Что же мешает этому?

Уделяется мало внимания профессиональной подготовке дизайнеров? Однако специалистов по промышленному дизайну в стране начали готовить еще в 60-е годы -  в Строгановской академии в Москве, «Мухинке» в Ленинграде, художественных вузах других крупных городов. За это время здесь созданы свои художественные школы, методы преподавания, музеи.

Побывав в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии, которой перед Новым годом было возвращено имя ее основателя барона Штиглица, можно увидеть макеты вещей, созданные вовсе не для безликого представителя общества, а предназначенные в первую очередь петербуржцам для их комфортабельной  и плодотворной  жизни в современном городе. Светлана Вагаршаковна Мирзоян – доцент кафедры «Промышленный дизайн» СПБГХПА имени барона Штиглица, считает, что дизайн изделия должен быть прежде всего функциональным, а определяют его психологические факторы, главный из которых - внимание к человеку.  Для дизайнерской школы  этого вуза характерна социальная направленность разработок.

Здесь изначально против внешего оформления готовой конструкции и учат тому, чтобы дизайнер сам умел создать конструкцию на базе существующей технологии.  Именно поэтому все модели, созданные  студентами кафедры, это не просто учебные задания, а проекты, подготовленные к промышленному внедрению. Это модели городского транспорта – трамваи, речные катера, церемониальные лимузины, малые виды мотоколесного транспорта для курьеров и почтальонов; это многофункциональная лаборатория, перемещаемая с помощью вертолета; это даже одноразовое спальное  место для бездомного человека -  складной модуль из гофрокартона. Проекты обладают аурой демократии: кроме максимального удобства пользования, предусмотренного во множестве мелочей, они экономичны в изготовлении и легко вписываются в существующие технологии изготовления. Особенность отечественных дизайнеров – умение находить компромисс между художественным замыслом и производственными возможностями. Вся подготовительная работа ведется на  предприятиях, где есть условия для разработки сответствующих проектов.

Однако не везде у нас имеются такие инициативные преподаватели, способные обеспечить студентам тесную связь с производством. Некоторые выпускники отечественных вузов и факультетов промышленного дизайна сетуют на преобладание теории над практикой в учебном процессе.  Талантливых дизайнеров в России немало, о чем свидетельствуют многие победы наших соотечественников на международных профессиональных конкурсах. Проблема в том, что внедрение проектов в производство обходится очень дорого. Сегодня  в стране очень немногие производители готовы платить большие деньги за полный цикл дизайна. И, судя по предложенной концепции, финансовой поддержки за это ни производителям, ни дизайнерам не предполагается.

Где сегодня трудятся выпускники дизайнерских вузов и факультетов? В настоящее время многие  предприятия приглашают в штат специалистов по промышленному дизайну,  где их ждет много работы, правда, ограниченной рамками выпускаемого ассортимента, и фиксированная зарплата. Большинство молодых дизайнеров предпочитает заниматься  выпуском визиток, плакатов, вывесок, сувениров, упаковки, разработкой рекламы, логотипов и фирменного стиля, созданием сайтов, оформлением  интерьеров, работать в рекламных агентствах, издательских и полиграфических фирмах.  На  предприятиях, где нет   штатных дизайнеров, руководители  скорее поручат  оформление нового  вида продукции конструктору, владеющему программой компьютерного моделирования, нежели обратятся в студию дизайна, а деньги, выделенные на «раскрутку» нового продукта,  вложат в  рекламу.

Однако, как считает известный зарубежный инженер и социопсихолог Алан Менье, «плохой дизайн нельзя исправить рекламными компаниями.  Нельзя исправить неприятное впечатление коммуникативной акцией, пытаясь «приклеить» к изделию другие эмоции при помощи изображения или слогана».

Вещи с удачным дизайном сами по себе служат отличной рекламой своему производителю и, кроме того, привлекают новых заказчиков и дизайнеру – разработчику проекта. Самые креативные проекты создаются именно в дизайн-студиях полного цикла, обладающих современными техническими и программными средствами и коллективом профессионалов нужных специальностей.

Коллектив  санкт-петербургской студии «IndustrialDesign.ru» так представляет свою творческую позицию:  «Мы стремимся создавать вещи с глубоким увежением к людям, которые будут ими пользоваться, учитывая их ценности и предпочтения. Кроме того,   мы отводим немаловажную роль экологической безопасности выпускаемых продуктов». Шеф-дизайнер студии – Александр Секираш, тоже выпускник кафедры промышленного дизайна СпбГХПА, и неслучайно в его творчестве так ярко доминирует человеческий фактор.

 Это доказывает одна из лучших работ его студии – проект герба-сканера с применением новейших цифровых технологий, который учит бережно работать с природными объектами. Проект создавался специально для конкурса «OSAKA  Design competition-2005» и был в итоге выбран комиссией в список лучших работ.

Вот что рассказывают об идее этого проекта его создатели: «Сбор гербария является полезным и поучительным занятием. Но  обычный метод сбора и хранений растений  только губителен для живой природы и очень непродуман в плане хранения и демонстрации, так как образцы гербария сильно подвержены воздействию времени. «HerbaScaner” изобретен для того, чтобы исправить эти отрицательные эффекты. Во-первых, для сбора растений нам нет необходимости их срывать, надо всего лишь положить между двумя поверхностями сканера образец, нажать на кнопку и начать процесс сканирования, по завершении которого мы раскрываем сканер, растение расправляется и продолжает расти в первоначальном положении. Во-вторых,  электронные изображения и всю необходимую информацию мы сохраняем с помощью соответствующего программное обеспечение».

В этом проекте было реализовано творческое кредо студии, однако и повседневная работа по заказам делается с не меньшим уважением и вниманием к потребностям будущих потребителей.

Заказчики обращаются в студию по разным причинам. Так, желанием компании «Фактор-Спецэлектроника» было создание  интересного и выделяющегося по форме ручного пожарного  извещателя, заметного на фоне конкурентов и который возможно использовать в помещениях с  продуманным интерьером. Несмотря на огромное количество ограничений, как, например, преобладание красного цвета на лицевой поверхности прибора по ГОСТу, наличие непривлекательной с эстетической точки зрения пломбы, предупреждающие надписи с большим размером шрифта и т. п., была найдена мягкая по силуэту форма, и учтены необходимые условия обращения с прибором. Прибор вызывает чувство доверия, им должно быть просто и удобно пользоваться в случае аварии.

Проект трактора «XL» был выполнен для фирмы «Полипласт» - крупного производителя изделий из стеклопластика. Основной целью заказчика была демонстрация возможностей материала.

Проект переносного электрокардиографа был выполнен  по заказу компании «NEO».  Нужно было создать прибор для использования как в переносном варианте, так и в стационарном (на столе, в лаборатории, в автомобиле скорой помощи). Часть корпуса прибора выполнена методом легкосплавного литья из сплава алюминия, что обеспечивает высокую ударопрочность конструкции.

«Пожалуй, самое сложное в нашей  работе, - говорит Александр Секираш,  – это найти взаимопонимание с заказчиком. Часто ли готовое изделие сильно отличается от утвержденного эскиза? Если  заказчик, пытаясь упростить и удешевить технологию,  что-то делает сам, то исправить это уже невозможно. Например, своими силами изготовляет пресс-формы, а потом просит дизайнера  наклеить полосочки, сделать надписи, чтобы было «похоже». Не каждый проект доходит до запуска в производство. Самая частая причина этого - непоследовательность самого заказчика. Пресс-формы на небольшое изделие могут стоить 50-100 тыс. долларов, и он бывает не готов к таким тратам. Под небольшие тиражи - около 1000 штук (это не ручное и не машинное производство) сложно подобрать технологию. В последнее время в  студию  стали обращаться заказчики, которые просят переделать облик готовых серийных изделий. Один клиент обратился к помощи студии после того, как свозил в Германию разработанное своей фирмой лабораторное оборудование, однако посредники не взялись предлагать его зарубежным потребителям по причине  непривлекательного внешнего вида продукта, который никак не соответствовал его прогрессивному содержанию».

Однако вещи с прогрессивным дизайном необходимо делать не только для того, чтобы успешно продавать их за рубежом. «У нас до сих пор очень мало внимания уделяется человеку, - делится своими наблюдениями руководитель студии. -  Мы должны в первую очередь думать о нашем пользователе, давать ему настроение, максимальное удобство и комфорт в пользовании (может быть, меньше кнопок), чтобы было понятно даже не очень обученному персоналу. Импортная техника, как правило, неудобна российскому потребителю. Иностранные компании, желающие надолго удержать нашего отечественного покупателя, не случайно обращаются к русским дизайнерам. У наших людей есть свои традиции в искусстве. Мы ведь любим жить «на широкую ногу», может быть, иногда у нас важно приукрасить, сказать больше, чем надо, добавить какие-то блестящие детали. Минимализм у нас обычные люди не очень понимают».           .

Сегодня дизайнеры не ограничены идеологическими и экономическими   рамками одной страны, а хотят решать общечеловеческие проблемы. Посредством виртуальных средств они общаются на профессиональных сайтах и форумах, где  обсуждают свои проблемы обмениваются опытом. А проекты выставляют на многочисленных выставках дизайна, где главным условием победы изделия сегодня является его близость человеку.

По сообщению портала «Designet», одной из последних среди многих побед наших соотечественников на престижных конкурсах дизайна стало присуждение Гран-при ($10.000)   дизайнеру Вадиму Кибардину по итгам   международного конкурса «Charmant International design competition» на тему «Оправы для очков», организованного группой компаниий «Charmant» на базе японского интернет-ресурса «Designtore».

«Я предпочитаю создавать по-настоящему полезные, внешне простые, но с богатым внутренним миром вещи, - сказал победитель в комментарии к своей работе. - Богатство эстетических, визуальных и инженерных решений в натуральной природе открывает перед нами безграничные возможности. Человек является неотъемлемой частью экосистемы и требует такого же бережного и внимательного отношения, как и другие обитатели планеты.  Маленький жук чувствует себя вполне комфортно с очень длинными усами. Крепкие, гибкие и длинные, они необходимы для жизни, и в то же время  легки и удобны в обращении. Дужки оправы «Cerambyx cerdo frame» также соответствуют этим требованиям. Был пересмотрен процесс контакта оправы и носа, чтобы не возникало чувство усталости лица.  Максимальное облегчения конструкции способствовало том, что взаимодействие оправы и носа происходит по тонкому контуру, лёгкому и не вызывающему усталость».

Дизайнеры корейской компании «LG Electronics LG»,  понимая желание современных людей быть причастными к решению экологических проблем,   выпустили экологичный ноутбук «Е-book»,  использующий батареи питания, которые работают природном газе, метаноле и других видах сжиженного топлива. Это эргономичный, легкий и тонкий ноутбук, в конструкции которого сделан упор на комфортное использование и мобильность; он оснащен четырьмя дисплеями OLED с четырех сторон и органами управления, чувствительными к прикосновению.

В настоящее время выходят на первый план проблемы, вызванные нехваткой энергии и излишним его использованием.  Чтобы покупатели чаще задумывались об экономии электроэнергии, приобретая бытовую технику, которая внешне может быть очень красиво оформленной, в Бельгии прошла кампания социальной рекламы, где предметы бытовой техники изображены утрированно раздувшимися от потребленной энергии.

 Послания дизайнеров  миру, воплощенные в их разработках, находят  моральную и материальную поддержку  пользователей.  Компания «Apple» начала выпуск плеера «iPod nano RED» в красном цветовом исполнении.  С каждого проданного плеера 10 долларов будут передаваться в благотворительное фонды, занимающиеся борьбой со СПИДом в африканских странах.

 

Все эти примеры наводят на мысль, что промышленный  дизайн – это не просто "средство решения экономических проблем".Может быть, отечественные товары приобретут выразительный облик  тогда, когда наши производители  захотят на языке дизайна передать своим  покупателям какие-то очень важные, интересные им идеи, воплощенные в полезных вещах.

Кольцова А. В.